alexeymatveev1

Categories:

Немного о Высоцком

Немного пообсуждал Высоцкого в фейсбуке, показалось, что сформулировал не совсем шаблонно, и вроде бы, людям это тоже так показалось, переношу как есть — без правок.

Запись 1

Проблема Высоцкого в том, что он создавал культуру для страны, которую не собирались строить. Поэтому, с ним не знали что делать. Официально объявить о распаде СССР было пока нельзя, но и поддерживать культурную интеграцию, а Высоцкий именно этим занимался, было тоже невозможно. Поэтому его и держали в постоянном предбаннике - ни туда, ни сюда. Ну а внимательному наблюдателю, наверное, могло бы быть ясно в момент гонений на Высоцкого, что СССР обречен. Не из-за каких-то там внутренних противоречий, а вот просто: "у вас есть советская культура, а вы ее сами же давите, зачем?" - и единственно возможный логичный ответ.

Запись 2

И да, еще деталь из быта Высоцкого. Машины, на которых он ездил были немецкие за одним исключением - подаренного (какой сюда падеж должен идти? Всю голову сломал) М. Влади Рено. Ну, ок, понятно. То есть, он пишет военные песни, потом едет в Германию и начинает ездить на немецких машинах. "Начальник Краснопресненского ГАИ УВД г. Москвы вспоминает, что на его памяти у Высоцкого сменилось шесть автомобилей: 1971 г. — серые "Жигули", 1972-73 гг. — серый "Рено", 1974-75 гг. — два "БМВ", серо-голубой и бежевый, 1976-80 гг. — серо-голубой "Мерседес", 1979-80 гг. спортивный золотисто-коричневый "Мерседес".
Между тем, в 70-х годах американский автопром был очень даже ничего, уже были Альфа-Ромео и Ферари. Ягуар, опять таки. Но вот, почему-то, - немцы. Для меня это, конечно, признак мощного саморазрушения. Исполнять "Я Як- истребитель" и садиться в Bayerische Motoren Werke - это понятно что должно происходить внутри.

Запись 3

Ну и завершая тему Высоцкого.
Странно, что оппонирование ему обычно звучит так: все бы так страдали! Да большинство населения страны ...(перечисляется), а он в это время ....(перечисляется). Собственно, первая причина депрессии известна и она никуда не делась со временем: существование ФРГ. Те люди, которые были антигероями его песен умудрились построить неплохую страну, по всем показателям превзошедшую победителей. Пафос оборонительной войны тем самым, конечно, разрушался, ведь говорилось буквально "мы жили, строили, но пришли они" и вот проходит двадцать лет и мы победили, а они проиграли и метафоры, - вот они, и песни звучат и популярны, и в СССР как раз набирает обороты культ Победы, и песни Высоцкого оказываются тут очень кстати, но визит в ФРГ это 1973, а фильм "Сыновья уходят в бой" это 1971. Ну то есть буквально, - создание пласта культуры о войне за два года до визита в Германию. А 1974 год это уже "Что за дом притих, погружен во мрак" со строчками "И где люди живут и как люди живут".
А вторая причина это понимание собственной ненужности. Родившись в довольно таки жесткой и некомфортной для обычной жизни стране, Высоцкий умудрился соорудить пример успеха во всех смыслах (материальный, творческий, успех у женщин, признание), стал идеальным советским человеком, не имевшим границ внутри СССР, обладающим не только деньгами, но и свободой - вот эти знаменитые его полеты в кабинах самолетов и дальше нашим людям сложно понять что произошло, так как уровень потребления не дает рассмотреть других деталей. Но возможно, Высоцкого удастся лучше понять, если задаться вопросом осознавал ли он то, что он сделал? Понимал ли значение собственного творчества? Ни до ни после Высоцкого никто уже не создавал таких огромных пластов культуры и конечно, Высоцкий прекрасно отдавал себе в этом отчет. Глубоко понимая СССР, Высоцкий сумел найти оправдание многим проявлениям его жизни и облечь это оправдание в популярную форму. Буквально - оживил Голема, сделал его привлекательным и даже его брак с Мариной Влади, "у меня здоровые славянские корни, мать - русская дворянка, отец - украинский цыган", был полностью внутри конструкции новой исторической общности, - каких вам еще нужно советских символов, если мало украинского цыгана завоевывающего сердце русской дворянки? И вторую причину, которая Высоцкого добила, сформулировать можно так: оживив Голема, признав его заслуживающим жизни, он неожиданно понял, что живой Голем его владельцам не нужен, а нужен такой, как есть - мертвый. Не нужны живые люди из плоти и крови, с высокими страстями и порывами, нужны проекции советских людей, которые слишком хороши (или слишком плохи), чтобы быть живыми. И еще нужны рассудительные люди, которые понимают, что их обманывают, но только не понимают, где именно. А нужно это для того, чтобы потом эту страну можно было удобнее разрушить. ("Рассудительные люди прозябали. По-настоящему жили лишь люди больших страстей" - французский афоризм)
Высоцкий совершил по сути два подвига Геракла:
Создание изолированного пласта культуры, - все то, что создавалось до 1973 года (визит в ФРГ), сумев наполнить СССР "большими страстями". Но был и второй подвиг. Дополнив собственную картину мира Западом и поняв, насколько сильно это все поменяло, он переосмыслил и это, сформулировав другой мессидж, хоть и меньшим количеством материала, выпустив в 1975 году примиряющую "Балладу о детстве" со строчками "на жизнь засматривались мы уже самостоятельно". Вот в эти "самостоятельные" пять лет он умудрился создать другой пласт культуры СССР, "живу я в лучшем из миров", - страны, которую продолжает любить человек, хорошо понимающий что он из себя представляет. А потом он выяснил, что И ЭТО оказалось не нужным. Хорошая страна, - 1973 ой не хорошая, 1975 ладно, любим то, что есть, - НЕ НАДО. И что остается? Олимпиада 80, потом Олимпиада 90-х. И вот все такие интересуются "какую бы позицию занял Высоцкий по Крыму" "Как бы он относился к Путину". Думаю, он бы жил во Франции и молчал.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic