alexeymatveev1 (alexeymatveev1) wrote,
alexeymatveev1
alexeymatveev1

Category:

Сын Билли Бонса

(На эту тему оказывается уже есть книжка и гораздо более подробная, к сожалению потерял ссылку на автора, там реально кропотливая работа, но все же в той работе нет основной идеи ОС на мой взгляд: сын Билли Бонса отмывает богатства отца, а никакого путешествия на самом деле не было)

Ну все же знают сюжет «Острова Сокровищ»? На самом деле было не совсем так. Билли Бонс был отец Джима, а вовсе не странный постоялец, который любил ром и не платил за постой. Причины вытекают из закона жанра в котором написан роман. Жанр этот можно назвать «отмыванием средств, нажитых преступным путем». Молодой человек, ставший обладателем богатств рассказывает свою историю и неизбежно начинает представлять некторые события иначе, чтобы исключить проблемы с легализацией. У рассказа есть два рецензента, по просьбе которых он пишется — доктор и местный помещик. Они тоже получили значительный куш, заинтересованы, чтобы в рассказе не говорилось о них ничего плохого и оба обладают юридическими знаниями (доктор Ливси — судья).



Нестыковки


Причины по которым завязка явно не клеится (мне это с детства казалось подозрительным) 


1. Капитана зовут Билли Бонс, однако, он явно давно не отзывается на эту фамилию. Даже в бреду, после потери сознания он четко дает понять, что это не его имя. При этом тату на его руке исключает любую другую трактовку, кроме той, что когда-то его так звали: «Да сбудутся мечты Билли Бонса». Может быть, последнее время от отзывался на фамилию Хокинс?


2. Трактир «Адмирал Бенбоу» удален от населенных пунктов и если посмотреть на описание сюжета, то понятно, что в трактире/отеле сразу же не было посетителей вначале повествования, при этом чуть позже отсутствие посетителей сваливается на некоего мифического ненадолго зашедшего капитана. 



3. «Капитан» действует довольно нелогично, в то время как в предисловии к роману Стивенсон долго говорит о том, как важно держаться внутренней логики персонажей. Действия капитана это завязка сюжета, и именно завязке сюжета Стивенсон, по его словам, уделял особое внимание. События описываются так: Билли Бонс едет в «Гостиницу Короля Георга» на почтовых лошадях, там пытается узнать расположение максимально удаленного и пустого трактира, где и селится. Чтобы появление чужака уж точно всем запомнилось. То есть, затеряться в крупном городе, типа Бристоля или даже Лондона, где можно менять отели хоть каждый день ему кажется недостаточно умным, надо ехать в глухой удаленный отель, где нового человека уж точно все запомнят и смогут рассказать о его появлении и через несколько месяцев. Опять таки, не понятен план капитана, долго ли он там собрался сидеть? Для чего?


4. Капитан неожиданно проникается добротой к мальчику Джиму, тот его не боится, в отличие от остальных постояльцев и выполяет его поручения. 


5. Фигура отца Джима сделана максимально неинтересно: в романе у него нет имени, у него нет никаких черт, кроме смирения по отношению к гостю.  Он просит у капитана оплаты и не получает ее. Никаких шагов по получению денег не предпринимает. Этот факт в дальнейшем используется для оправдания обыска сундука капитана Джимом и матерью.


6. «Отец» умирает раньше капитана и Джим описывает его смерть так: «Вероятно, я рассказал бы обо всем доктору, ибо я смертельно боялся, чтобы капитан не пожалел о своей откровенности и не прикончил меня. Но обстоятельства сложились иначе. Вечером внезапно скончался мой бедный отец, и мы позабыли обо всем остальном. Я был так поглощен нашим горем, посещениями соседей, устройством похорон и работой в трактире, что у меня не было времени ни думать о капитане, ни бояться его.» То есть смерть отца дается в контексте отношений с капитаном. Я был занят отцом, поэтому не думал о капитане. А вот так описывается смерть капитана: «мне,  право, никогда не нравился этот человек, хотя в последнее время я  начал  жалеть его, но, увидев его  мертвым,  я  заплакал.» Это уже личное, эмоциональное описание. 


7. Обыск сундука умершего капитана явно  дается с моральным перехлестом. Джим с особой тщательностью подчеркивает, что их задачей с матерью было лишь взыскание долгов за проживание, впрочем  довольно значительных. При этом, несмотря на наличие денег, капитан предпочитал за постой не платить. Что еще более странно, нельзя было сказать, что управы на капитана не было. Джим ясно описывает, что доктор Ливси капитана абсолютно не боялся и даже помогал в его лечении. При этом вопрос оплаты при докторе не поднимался. 
То есть, становится ясно, что Джим явно воспринимает свой рассказ, как попытку защититься от некоторых подозрений.


Второй слой сюжета


Это, конечно, не единственные нестыковки, их больше, но чтобы не утомлять их перечислением, попробую предложить альтернативное описание, чтобы показать, что эти детали могут смотреться гораздо логичнее при смене версии. Итак, Билли Бонс, пытается полностью поменять свою жизнь, уйдя из пиратского бизнеса с какой-то частью добычи и с полученной от Флинта картой. Для этого он: 


1. Имея неплохую сумму денег золотом открывает таверну в удаленном месте. Для беглеца прятаться в столь далеком месте довольно странно, но если он хочет обосноваться надолго, то удаленное место выглядит более логичным. Оттуда легче контролировать тех, кто его ищет, кстати, это впоследствии сыграет важную роль в сюжете. Осесть в крупном городе - значит быть у всех на виду, а вот купить пустошь и построиться там, где случайные люди не ходят - гораздо логичнее. 


2. Его через какое-то время вычисляют. Не капитана, который прибыл пару месяцев назад, а хозяина таверны. Его долго ищут и наконец - находят. Отсюда и коллизия с невозможностью бегства. У него жена, ребенок, - куда ему бежать. Хотя, в сундуке у капитана есть новый выглаженный морской костюм, который мог ему помочь в его бегстве. Билли Бонс, ходивший в затертых до дыр обносках и широкополой шляпе вдруг превратился бы в аккуратного моряка, которого никто бы не связал с пьяницей в обносках.


3. Вопрос с оплатой в этой версии вообще не представляет никакой сложности: у Билли Бонса действительно почти кончились деньги он думает как ему жить дальше и эти мысли доставляют ему страдания. Никакого конфликта между “отцом” и Билли Бонсом нет, ведь это один и тот же человек. Естественно, все его имущество после смерти достается его жене и сыну.


4. Будучи найденным своими старыми товарищами, Билли решает ничего им не отдавать, а передать карту с сокровищами своему сыну - Джиму. В исполнении Джима мотивация капитана звучит крайне бледно: причины по которым он не хочет делиться в его исполнении звучат так: "Эти люди … моты и лодыри, которые не могли сберечь зарятся теперь на чужое. Разве так настоящие моряки поступают? Вот я, например я человек бережливый, никогда не сорил деньгами и не желаю терять нажитого.” Как-то ну очень не логично для пирата. Если бы эти люди как-то его обидели и он бы решил им отомстить, это было бы логично, но не отдавать карту, чтобы послать упрек в транжирстве? При этом он вполне себе понимает, что может не дожить до возможности воспользоваться деньгами и дальше произносит следующее: "Слушай: если мне не удастся  отсюда убраться и они пришлют мне черную метку, знай, что они  охотятся  за  моим сундуком. Тогда садись на коня... и скачи во весь дух... Теперь  уж  мне  все  равно… Скачи хоть к этому проклятому доктору, …и  скажи  ему,  чтобы  он … накрыл моих гостей на борту "Адмирала Бенбоу", … Я  был  первым  штурманом..., и я один знаю, где находится то место. … Но ты ничего не делай, пока они не пришлют мне черную  метку или пока ты снова не увидишь Черного Пса или моряка на одной  ноге.  Этого одноногого, Джим, остерегайся больше всего. “ Очень странный совет мальчику, который не имеет к делам Билли Бонса никакого отношения, но очень логичный совет сыну, у которого теперь оказывается карта с сокровищами.


5. После завладения сокровищами, для того, чтобы очистить имя Джима, - по сути наследника пиратской добычи, его компаньоны - доктор и Трелони предлагают придумать дурацкого "капитана", который будучи тертым преступником так неудачно прячется от своих друзей. То есть "мой папа - пират оставил карту" это плохо (деньги нужно сдать в казну, у грабителей нет права передать награбленное по наследству), а "карту мне дал мистер никто" - хорошо, это фактически - находка. 


6. Все визиты доктора к отцу Джима включают в себя общение с "капитаном" - доктор, который так же является судьей (других свидетелей не нужно), подтверждает алиби Джима. Его отец вовсе не пират, который оставил сыну сундук с картой, это карта странного человека, которого никто толком не видел (слова судьи - достаточно) 


Итого


Стивенсон шлет более чем прозрачные намеки на то, что перед нами не совсем искренний рассказ. Это рассказ недавно разбогатевшего человека, задача которого заключается в том, чтобы объяснить обществу происхождение своих богатств. То есть, по закону жанра, рассказ этот должен быть немного враньем. Имеем напрашивающийся первый слой рассказа: сын отошедшего от дел пирата завладевает информацией о сокровищах зарытых отцом. Второй слой рассказа логично посвятить попыткам сына скрыть биографию отца, ведь в этом случае скорее всего правосудие конфискует полученные богатства. У грабителей нет права оставлять награбленное в наследство. Более чем достойная причина для того, чтобы усложнить описание.


Конечно, Стивенсон подает эти два слоя со множеством указаний, чтобы внимательный читатель все понял. Задача Стивенсона вовсе не в том, чтобы реально что-то скрывать, а чтобы сделать роман двухслойным, таким, чтобы подросток понимал его на своем уровне как детскую приключенческую книжку, а взрослый, который возможно будет ему ее читать в слух уже видел более глубокие детали. Кстати, по собственным словам автора, "Остров Сокровищ" Стивенсон пишет вместе с отцом, причем он особенно подчеркивает, что отец принимал активное участие именно в обсуждении первой части романа. Вполне себе логичная завязка для отца и сына, которые совместо пишут роман: отец умирая передает карту сыну, причем отец там явно наделен крайне положительными чертами. Буквально: "Среди молодежи нашлись даже поклонники капитана, заявлявшие, что они восхищаются им. "Настоящий морской волк, насквозь просоленный морем!" - восклицали они. По их словам, именно такие люди, как наш капитан, сделали Англию грозой морей." 


PS. В знаменитой советской мульт-экранизации решили сразу же "отца Джима" выкинуть, и обозначить его сиротой, показав лишь отношения Джима с Билли Бонсом, сюжет от этого никак не страдает. Интересно и то, как показана борьба за карту Билли и Черного пса во время их встречи. Там режиссеру ничего не оставалось, как наделить Билли Бонса чертами ребенка, который просто кричит детским голосом: “Нет, нет, не дам”, не объясняя причин. В книге это примерно так же и подается, как нелогичная нелепость.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments